Поиск по этому блогу

24 октября 2013 г.

Природа и её понимание у Го Си

Постоянный контакт с природой, с точки зрения Го Си, является главным средством постижения ее тайн, ее красоты, поэтому большая часть трактата Го Си посвящена наблюдениям природы. Художник не бывает равнодушным созерцателем, его наблюдения всегда эмоционально окрашены. Все его рассуждения о природе сводятся к утверждению разнообразия форм природы. Описания природы занимают несколько страниц трактата. Например, он отмечает особенности ландшафта севера и юга, востока и запада: «Горы на востоке и юге красивы и изящны. Небо и земля не покровительствовали им, просто земли на востоке и юге очень низкие; там закапчиваются, разливаясь, реки.
Воды вымывали (землю) и испарялись, поэтому земли там тощие, воды обмелевшие. В горах много превосходных вершин и отвесных скал, которые устремляются в небеса. Водопады в тысячу чжан падают из облаков и туманов, как каскады в горах Хуашань. Мало гор таких, как Хуашань… Горы на западе и севере пышны и массивны. Земля и небо не были пристрастны к ним, просто земли на западе и севере очень высокие. Здесь начинаются реки, текут среди холмов и сопок и уходят в землю. Поэтому земли там тучные, вода глубокая, в горах много нагромождений и насыпей, они обширны и тянутся цепью больше чем на тысячу ли… Мало таких красот, как вершина Суншао!..»
Го Си чувствует настроение каждого сезона: «Весенние горы окутаны цепью облаков и дымкой, а люди полны радости; летние горы украшены пышной тенью деревьев, а люди полны безмятежности; осенние горы ясные и холодные, падают листья, а люди полны торжественности; зимние горы, темны и грозны, скрываются во мраке, а люди полны покоя».
Он замечает изменения в зависимости от времени дня, погоды, освещения: «На рассвете горы выглядят так, на закате — иначе; пасмурно или ясно — и гора выглядит по-разному. Вот почему говорят, что утренние и вечерние горы разные».
Художник рассуждает об изменении формы предмета в зависимости от точки зрения: «Гора вблизи имеет определенную форму. Если смотреть на расстоянии нескольких ли, гора имеет другую форму; если смотреть на расстоянии нескольких десятков ли — опять иную. Каждое удаление вносит различие. Вот почему говорят, что форма горы с каждым шагом другая. Гора спереди выглядит так, сбоку иначе, сзади иначе. Каждая новая точка зрения вносит различие. Вот почему говорят, что форма с разных сторон разная. Таким образом, одна гора соединяет несколько десятков форм».
Точны его наблюдения над непостоянством стихий: «Вода — живое существо. Она может быть глубокая и спокойная, мягкая и скользящая, просторная с барашками волн, петляющая и свивающаяся кольцами…»
Немаловажны и нравственные качества творца. Го Си порицает в художнике отсутствие прилежания, лень и насилие над собой, смятенность чувств и легкомыслие, презрение и гордыню. Художник должен в своей естественности, детскости восприятия уподобиться самой природе, насилие над собой лишит его творчество самопроизвольности, безыскусности. Го Си как будто осуществлял своей личностью идеал истинного мастера из притч даосского мыслителя Чжуан-цзы. Недаром сын художника написал: «Мой отец был даосом… Он бродил с даосскими монахами». Поэтому и мир природы Го Си осмысляет в рамках даосской философии.