Поиск по этому блогу

24 октября 2013 г.

Го Си. Осень в долине реки.

Художники Китая, Го Си, Картины Го Си, Осень в долине реки, Китайская живопись, Китайские пейзажи, Гохуа
Го Си. Осень в долине реки. Фрагмент свитка. 11в. Галерея Фрир, Вашингтон.
До наших дней дошли и горизонтальные свитки, созданные Го Си. Например, «Осень в долине реки» (Галерея Фрир, Вашингтон), охватывает огромную панораму пейзажа.


На длинном свитке «Осень в долине Желтой реки», исполненном в XI веке Го Си, изображены бесконечные цепи гор, старые сосны, хижины, тонущие в волнах мягкого тумана. В природе царит покой. Пейзаж монохромен, написан легкими размывами туши в сочетании с четкими графическими линиями. Разнообразно используется мастером весь арсенал выразительных приемов его предшественников. Художник свободно соединяет все главные манеры — детальную каллиграфическую и живописную тональную, создавая эффект приближенности предметов и глубины пространства.

Сам Го Си писал о своей картине: «Виденное чередой проходит в груди, так что глаза не видят шелка, руки не чувствуют кисти и туши; громады камней катятся лавиной, таинственное и безбрежное – на моей картине!»

На завораживающей силе ритмических пауз построен длинный горизонтальный свиток Го Си "Осень в долине Желтой реки" (Вашингтон, Галерея Фрир). Здесь под его кистью рождается образ изменчивой и многообразной осенней природы. Как и все китайские средневековые живописцы, Го Си не воссоздавал конкретный пейзаж местности. Его пейзажи — идеальные картины мира, обобщающие ранее увиденные и запечатленные памятью образы. Художник зафиксировал все, что прошло мимо его взора во время долгого путешествия по Желтой реке: цепи гор, осенние яркие деревья, старые сосны и хижины, утонувшие в волнах осеннего тумана. Мир, изображенный им, не окинуть единым взглядом, это не какой-либо конкретный уголок местности, а впечатление от многократно пережитого и прочувствованного. Многометровая картина кажется бескрайней. Она не имеет начала и конца, пейзаж как бы продолжается за ее пределами. Тишина и покой, окутывающие осеннюю природу, — основа эпического звучания картины, построенной на ритмических повторах и нюансах черной туши то мягкой и воздушной, то ложащейся на шелк тяжелыми сильными штрихами. Эти нюансы так продуманы в своем многообразии, что зритель воспринимает черный цвет как богатую красочную гамму реального мира. Он ощущает и влажность осеннего воздуха, и теплоту приглушенных осенних красок. Продуман и образ бесконечно широких далей. Го Си достигает ощущения простора тем, что срезает вершины гор в верхней части свитка, и стволы деревьев в нижней, отделяя первый план от второго пеленой тумана, как бы позволяя фантазии зрителя расширить границы увиденного. Как и в других пейзажах сунских живописцев, человек играет у Го Си подчиненную роль, он неотделим от природы, слит с ее жизнью, что проявляется и в масштабном сопоставлении крошечных фигур путников в масштабах высоких гор и деревьев.