Поиск по этому блогу

24 октября 2013 г.

Сюжеты пейзажей Го Си

Исходя из наблюдений и описаний, Го Си предлагает больше ста сюжетов и группирует их по темам — весна, лето, осень, зима, рассвет, закат, сосны, камни. Вот некоторые из них: «Летние горы — прояснение после дождя; ветер и дождь в горах; утренняя прогулка; постоялый двор в роще; вихрь и быстрый дождь; плотная дымка и вечерняя мгла в летних горах».
Среди всех сюжетов Го Си особо выделяет изображение тумана, облаков, дымки, то есть подвижных, порой неуловимых состояний природы. Вообще китайские художники и поэты любили изображать переходные состояния в природе — конец или начало времени года, вечер или раннее утро; пейзажи полдня или разгар сезона встречаются очень редко, они слишком прямолинейны, откровенны своей простотой; в Китае принято любоваться бутоном цветка или его увяданием, а не пышностью цветения. Особое место в трактате занимает изображение дали: расстояние как таковое привлекает художника и становится объектом изображения (например, «ровная даль — осенняя ясность», «ручей и далекий снег», «поток в снегу — ровная даль»).
Только тонкая наблюдательность, острый взгляд художника, личный опыт общения с природой могли дать Го Си возможность так много увидеть. Эмпиричность, познание мира при помощи органов чувств важно и необходимо — об этом написано в трактате и легко обнаруживается в свитках. Естественно, что реальные ландшафты страны питали воображение художников, и в этом смысле пейзажи китайских мастеров похожи на картины природы, которыми они любовались. Но это одна сторона дела. Мало увидеть, надо уметь видеть, уметь выбрать «существенные темы»: «Тысячи ли гор не могут быть всюду одинаково прекрасными, а разве могут быть везде красивы десять тысяч ли вод?!»