Поиск по этому блогу

24 октября 2013 г.

Го Си. Ранняя весна

Художники Китая, Го Си, Картины Го Си, Китайская живопись, Китайские пейзажи, Гохуа
Го Си. Ранняя весна. 1072 г. Гугун, Тайбэй.
Сохранилось двенадцать живописных свитков, которые традиция связывает с именем Го Си, однако, по мнению ряда специалистов, подлинными можно считать только три. Среди них несомненным шедевром является «Ранняя весна» ( Гугун, Тайбэй). Эта картина, размером 158×108 см, была написана в 1072 году для императора Шэньцзуна, на ней сохранилось название. Как обычно бывает в китайской живописи, у картины есть символический смысл – это не просто великолепно выполненный пейзаж, но метафора раннего пробуждения весны, с первыми ручьями, и первыми ощущениями, которые переживает человек в это время – смутным томлением и пьянящим предвкушением грядущей радости. Картина выполнена характерным для Го Си «детальным стилем», который отличается от стиля его великого учителя-предшественника – Ли Чэна. В ней художник применяет разного размера кисти, разную тушь, которую он накладывает в несколько слоёв, в ней видна свобода владения кистью, какая бывает у опытного мастера в расцвете лет. Картина является эталоном китайского национального пейзажа.

В «Ранней весне» нет ни приятной детальности «Деревни в горах», ни величия панорамы «Осени в долине Желтой реки». Го Си изображает одну гору, возносящуюся над водой. Новое отношение к пространству не позволяет ему, как это было у Фань Куаня, занять горой всю поверхность свитка. 
Увлеченный динамичностью форм, художник показывает их взаимодействие с пространством, поэтому ему необходимы прорывы в даль слева и справа от горы. Клубящееся движение подчинено единому ритму вертикального свитка. Композиция построена на повторении и постепенном нарастании форм камней; громоздясь, видоизменяясь, они набирают крутизну, чтобы потом, прерванные поясом тумана, увенчаться вершиной горы. Го Си смело сопоставляет большие массы светлого и темного, что, вместе с напряженностью форм, создает драматический эффект.


Тем же острым чувством красоты и изменчивости мира проникнута и другая картина Го Си "Ранняя весна" (1072, Тайбэй, Дворцовый музей). В ней ощутим почерк мастера, несмотря на то, что Го Си наполнил ее другими настроениями, наделил другими ритмами. Здесь показана уже не осенняя дремлющая природа, а мир, пробуждающийся от сна и полный движения. Ритмы картины напряжены и беспокойны. Силуэты гор словно растут, прорывая туман, а деревья, будто стряхивая с себя сон, расправляют свои еще безлистые ветви. В этом вертикальном свитке передано ощущение могучей стихийности природы, ее напоенности весенними соками.