Поиск по этому блогу

24 октября 2013 г.

Традиция монохромного пейзажа. Го Си.

  Го Си (XI в.) понимает «сущность» природы, постижение которой является главной целью творчества, как бесконечное разнообразие явлений природы: смена времен года и времени дня, перемена освещения, движение воздуха и тумана, дождливая или ветреная погода. «Воздух в природе, — читаем в трактате, — различен в разное время года: весной — светлый и прозрачный, летом — густой и пахучий, осенью — разреженный и хрупкий, зимой — мрачный и темный».

Все рассуждения Го Си о природе, будь то характер ландшафта, географические наблюдения или особенности пейзажа в разное время года, сводятся к утверждению разнообразия природных форм, непостоянства состояний. Исходя из наблюдений природы, Го Си предлагает больше ста сюжетов и подразделяет их на темы весны, лета, осени, зимы, рассвета, заката, например «летние горы — прояснение после дождя», «ветер и дождь в горах», «утренняя прогулка»; «вихрь и ливень»; «плотная дымка и вечерняя мгла в летних горах». Среди всех перечисляемых Го Си сюжетов можно выделить изображение тумана, облаков, дымок, т. е. подвижных, порой неуловимых состояний природы.

Хань Чжо, автор трактата XII в., находившийся под сильным влиянием Го Си, также говорит о пейзаже с точки зрения изменений, которые в нем происходят в зависимости от сезона. В главе, посвященной обликам, дымке и туманам, дождю и ветру, Хань Чжо пишет, что только переменчивость, неуловимость можно передать «истинное дыхание четырех сезонов, удивительные принципы творящих превращений цзяо-хуа».

    Всеобщий, философский смысл «цзаохуа», блестяще раскрытый акад. В. М. Алексеевым, который показал, что «цзаохуа» надо понимать как имманентно присущее природе творческое начало, как ее способность к саморазвитию — основному качеству дао. 
    В. М. Алексеев приводит цитату из «Хуайнань-цзы» о взаимодействии противоположных сил Инь и Ян: «Обе они (Инь и Ян), сцепляясь, завершаются в гармонию. Это называется спором без слов». 
    Чжан Янь-юань понимает живопись как одно из проявлений природы, как синхронное соответствие природе, подчиняющееся тем же великим созидающим силам, которые управляют сменой времен года.
    Так же говорит о своем состоянии юаньский пейзажист Ни Цзань. Для Су Ши и Ни Цзаня творческий акт не имеет ничего общего со спокойной сосредоточенностью, с созерцанием, медитацией, предваряющей творчество. Для них обоих творчество — импульсивный порыв, состояние опьянения, прострации, не контролируемой ни разумом, ни волей. 
    Для Го Си непременное душевное спокойствие необходимо для проникновения в сущность «цзин» явления или для постижения «ли» объекта и для дальнейшего воплощения этой сущности в совершенной форме, воплощения, которое не встречает никаких технических трудностей «когда кисть движется легко». 
    Су Ши и художники «вэньжэнь» интересуются не столько «сущностью» явления и формой ее воплощения, сколько необходимостью быстрого и непосредственного, ничем не скованного осуществления творческого порыва, конечной целью которого и является их собственное самовыражение.