Поиск по этому блогу

24 октября 2013 г.

Китайский пейзажист Цзин Хао

С Цзин Хао, старшего среди пейзажистов X века, начинается время, когда пейзаж становится не просто самостоятельным жанром, а жанром ведущим. Постепенно уходит в прошлое иллюстративность, описательность танских и дотанских свитков и стенных росписей. Исчезает композиционная замкнутость, отделенность мира, изображенного художником, от зрителя; нет больше преграды в виде кольца гор или деревьев на первом плане. В пейзажи Цзин Хао можно, как говорили китайские критики, «войти», что означало реализацию идеи о единстве и равноценности человека и природы. Пейзажный свиток становился объектом созерцания и средством освобождения от суеты повседневности, рассматривая картину, зритель приобщался к дао — пути природы — и осознавал себя частью природы.
В «Записках о приемах письма кистью» Цзин Хао противопоставляет простое воспроизведение видимого, основанное на внешнем сходстве, подлинному произведению живописи, в котором есть два главных качества (яо) — одухотворенность (ци) и гармония, соразмерность (юнь), позволяющие художнику постичь подлинную правду, сущность явления; задача художника — не воспроизведение реальности, а ее осмысление.
Совершенное владение техникой было априорным условием творчества; почти во всех сочинениях о живописи можно встретить такие определения: «есть кисть, есть тушь» или «нет кисти», «нет туши». В трактате X века описаны две манеры: одна из них называется ми — «прилежная», тщательная, линейная или, как мы сейчас говорим, графическая. Китайские критики, оценивая ее достоинства, говорили: «есть кисть». Вторая — шу — «свободная», тональная, где большую роль играет пятно туши, то ость живописная; выражение «есть тушь» определяет ее свойства. Тональная живопись стала популярной лишь в X веке.
Споры о преимущество «кисти» или «туши», то есть линейной или тональной живописи, волновали критиков X-XI веков. Цзин Хао и в своих «Записках», и в свитках пытается примирить, объединить оба качества. Он пишет: «В пейзажах У Дао-цзы есть кисть, но нет туши; Сян-жун владеет тушью, но у него нет кисти. Я должен взять лучшее у каждого из этих учителей, чтобы создать стиль своей школы». Действительно, в немногих сохранившихся пейзажах художника можно увидеть эту попытку.
Правда, по сравнению с живописью XI-XII веков она кажется робкой, и Цзин Хао-теоретик опережает художника. Ми Фэй пишет, что «Цзин Хао отличался умением рисовать вершины гор среди облаков. Его горы крутые и массивные со всех четырех сторон». Крутизна передается строгими вертикалями складок гор, массивность — мягкими размывами туши у их оснований.