Го Си. Ранняя весна. 1072 г. Гугун, Тайбэй. |
В «Ранней весне» нет ни приятной детальности «Деревни в горах», ни величия панорамы «Осени в долине Желтой реки». Го Си изображает одну гору, возносящуюся над водой. Новое отношение к пространству не позволяет ему, как это было у Фань Куаня, занять горой всю поверхность свитка. Увлеченный динамичностью форм, художник показывает их взаимодействие с пространством, поэтому ему необходимы прорывы в даль слева и справа от горы. Клубящееся движение подчинено единому ритму вертикального свитка. Композиция построена на повторении и постепенном нарастании форм камней; громоздясь, видоизменяясь, они набирают крутизну, чтобы потом, прерванные поясом тумана, увенчаться вершиной горы. Го Си смело сопоставляет большие массы светлого и темного, что, вместе с напряженностью форм, создает драматический эффект.
Тем же острым чувством красоты и изменчивости мира проникнута и другая картина Го Си "Ранняя весна" (1072, Тайбэй, Дворцовый музей). В ней ощутим почерк мастера, несмотря на то, что Го Си наполнил ее другими настроениями, наделил другими ритмами. Здесь показана уже не осенняя дремлющая природа, а мир, пробуждающийся от сна и полный движения. Ритмы картины напряжены и беспокойны. Силуэты гор словно растут, прорывая туман, а деревья, будто стряхивая с себя сон, расправляют свои еще безлистые ветви. В этом вертикальном свитке передано ощущение могучей стихийности природы, ее напоенности весенними соками.