Поиск по этому блогу

24 октября 2013 г.

Сущьность цзин

Пожалуй, нигде Го Си в такой степени не постиг «сущность» — цзин, к рассуждениям о которой он вновь и вновь возвращается в своем трактате. Умение передавать «сущность» художник считал важнейшим и непременным условием творчества. «Когда пишешь пейзаж, не важно, большой, маленький, сложный или простой, необходимо передать его сущность. Если нет сущности, нет средоточия духа. Дух должен сочетаться с совершенством, а если есть дух, но пет совершенства, сущность не ясна». «Сущность» для Го Си — постижение «духа» природы, ее красоты, которую он понимает и как разнообразие форм, и как величие превращений, которые в ней происходят, и как тишину равнинных далей, и захватывающую взволнованность глубин и высот. Средство передать «сущность» в свитке — совершенное владение мастерством.
Наблюдение природы как один из путей постижения цзин — «сущности» или ли — главного принципа мироздания — сопровождается состоянием некоего транса, в которое погружается художник.
Это уже имеет отношение к психологии творчества, к состоянию ума и чувств художника, описанию которых посвящены лучшие строки трактата: «В те дни, когда мой отец брался за кисть, — пишет Го Сы, — он непременно садился у светлого окна, за чистый стол, зажигал благовония, брал тонкую кисть и превосходную тушь, мыл руки, чистил тушечницу. Словно встречал большого гостя. Дух его был спокойный, мысли сосредоточенными. Потом начинал работать». Уже упоминавшийся современник Го Си, критик и историк живописи Го Жо-сюй условиями достижения совершенства считал «гармонию сердца с природой», «сосредоточение душевных сил», «содружество с объектом», «духовную сопричастность с природой», то есть условия внерациональные, которые характеризуют состояние сосредоточенного покоя, концентрации всех сил и способностей человека.
Здесь Го Жо-сюй очень близок к Го Си: «Когда внутренне доволен собой, то дух безмятежен и мысли определенны. Когда дух безмятежен, то воображение неисчерпаемо, и кисть двигается легко». Для Го Си и Го Жо-сюя творчество — состояние сосредоточенности, созерцания, просветленности, а процесс познания характеризуется постепенностью, поступательностью. В том же XI веке другие художники совсем иначе понимали и переживали творческий акт. У Су Ши читаем: «Когда напиваюсь натощак, чувства обостряются до предела, в легких и печени рождаются беспорядочные нагромождения камней и бамбука. Все это буйно хочет вырваться и невозможно удержать в себе. Тогда выплескиваю (образы) на белую стену». Здесь — импульсивный порыв, опьянение, прострация, не контролируемая ни разумом, ни волей, внезапный, «взрывной» характер познания.